Для того, кто искусен в изменениях, даже хаос упорядочен.
Этот набивший оскомину вопрос - который для многих и не вопрос вовсе - о преимуществах католицизма перед православием (ну пипец, а не формулировочка!) и наоборот (что бывает существенно реже) сподвигнул меня на некоторые размышления.Так вот братцы-кролики.
Западная ветвь христианства распрощавшись с дремучим средневековьем совершенно однозначно (хотя процесс шел постепенно) переориентировалась на "юридизм" исповедания. То есть приобщение паствы шло по пути рационального убеждения в большей степени, нежели мистического впечатления.
Что же касается восточной ветви, то от ее греческих корней и до попадания этого семени на благодатную восточнославянскую почву православный религиозный дискурс был дискурсом трансцендентным, мистическим и - а как иначе-то! - непонятным. В своей таинственности, эзотеричности православие черпало вдохновение. В этом была его сила и привлекательность. То что ныне существует значительный пласт так называемых верующих, ухватывающих лишь верхний ритуальный слой православия - это прискорбное, но неизбежное последствие массового постперестроечного возвращения в веру.
Таким образом та или иная ветвь должна привлекать тот ии иной тип людей, тот или иной менталитет.
Далее. Православие, в отличие от католицизма, в большей степени национально окрашено. Да, армяне, греки, копты - это все прекрасно, но все же русская православная церковь возникает в сознании ранее всех остальных. Поэтому православие - это так же и национальная традиция, наследие, которое несет в себе не только лично-духовное значение, но и общественно-историческое. Понятное дело, что для Беларуси этот момент менее важен чем для "средней полосы". И все же.
Еще один момент. О красоте. Отрицать красоту православных церквей, внутреннего убранства храмов и непосредственно ритуала - это по меньшей мере странно. Ибо на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то нравятся готические своды, а кому-то лазурные луковки, кому-то - витражные розы, а кому-то резные оклады. И то, и другое - искусство.
А и да. Я православная, крестили меня в возрасте 4 лет, но потом я с выбором родителей согласилась и веру приняла в полной мере, так что выбор конфессии считаю осознанным.
Я дважды крестная мама, венчалась в церкви и крестила сына.
Западная ветвь христианства распрощавшись с дремучим средневековьем совершенно однозначно (хотя процесс шел постепенно) переориентировалась на "юридизм" исповедания. То есть приобщение паствы шло по пути рационального убеждения в большей степени, нежели мистического впечатления.
Что же касается восточной ветви, то от ее греческих корней и до попадания этого семени на благодатную восточнославянскую почву православный религиозный дискурс был дискурсом трансцендентным, мистическим и - а как иначе-то! - непонятным. В своей таинственности, эзотеричности православие черпало вдохновение. В этом была его сила и привлекательность. То что ныне существует значительный пласт так называемых верующих, ухватывающих лишь верхний ритуальный слой православия - это прискорбное, но неизбежное последствие массового постперестроечного возвращения в веру.
Таким образом та или иная ветвь должна привлекать тот ии иной тип людей, тот или иной менталитет.
Далее. Православие, в отличие от католицизма, в большей степени национально окрашено. Да, армяне, греки, копты - это все прекрасно, но все же русская православная церковь возникает в сознании ранее всех остальных. Поэтому православие - это так же и национальная традиция, наследие, которое несет в себе не только лично-духовное значение, но и общественно-историческое. Понятное дело, что для Беларуси этот момент менее важен чем для "средней полосы". И все же.
Еще один момент. О красоте. Отрицать красоту православных церквей, внутреннего убранства храмов и непосредственно ритуала - это по меньшей мере странно. Ибо на вкус и цвет товарищей нет. Кому-то нравятся готические своды, а кому-то лазурные луковки, кому-то - витражные розы, а кому-то резные оклады. И то, и другое - искусство.
А и да. Я православная, крестили меня в возрасте 4 лет, но потом я с выбором родителей согласилась и веру приняла в полной мере, так что выбор конфессии считаю осознанным.
Я дважды крестная мама, венчалась в церкви и крестила сына.
На остальное отвечу завтра.